Ландшафтная футурология. Тренды в создании современных общественных пространств в 2020-2030 годы.

Ландшафтная футурология. Тренды в создании современных общественных пространств в 2020-2030 годы.

Создание современных общественных пространств - это сложный процесс, который зависит от многих факторов, включая социальные, экономические, культурные и технологические. Современные общественные пространства создаются для удовлетворения социальных потребностей людей, таких как общение, развлечение, образование, отдых и т.д. По сути, сам термин «благоустройство» говорит нам о том же – создание ценных, «благих мест».

Чтобы создать успешно работающее пространство, которое будет привлекательным для пользователей, необходимо анализировать поведение и предпочтения посетителей, пользователей городской среды. Это могут быть данные о посещаемости, прогулках, взаимодействиях в социальных сетях, это могут быть и «большие данные», например, - анализ данных мобильных операторов.
Создание общественных пространств, ориентированных на определенные группы людей или сообщества, может значительно повысить их привлекательность и улучшить социальные связи в этих сообществах.
Дизайн и визуальное оформление общественных пространств имеют также большое значение. Использование необычных скульптур, архитектурных форм, ярких цветов, современных новых технологий визуального искусства, всё это может вдохновлять ландшафтных архитекторов на разработку современных решений. При проектировании современных общественных пространств необходимо учитывать экологические тенденции и принципы устойчивого развития, используя возобновляемые материалы, снижая уровень выбросов вредных веществ, рационально используя энергию, разумно регулируя водный сток в городе. В последнее десятилетие реализовано множество различных общественных пространств в самых разных частях земного шара, и анализируя их мы можем делать выводы о главных трендах двадцатых годов 21 века:



Изменение климата. Это самая неотложная проблема, которая становится все более насущной с каждым годом, и мы все ближе приближаемся к 2030 году, который многие специалисты считают точкой невозврата для возможного смягчения последствий изменения климата. Ландшафтные архитекторы имеют полный арсенал крупномасштабных решений и стратегий по смягчению воздействия на изменения климата. В своих работах по созданию общественных пространств наша компания применяет такие методы, как использование устойчивых растений, использование технологий сбора поверхностных дождевых и талых вод и использование этой воды для полива, проектирование дождевых садов и дренажных канав, фильтрующих чистую дождевую воду непосредственно в грунт.

Улучшенные стандарты. Повышенные требования в создании комфортной городской среды требуют новых стандартов, библиотек лучших практик, методических рекомендаций по благоустройству и озеленению. Наличие таких стандартов должно смещать акцент в городском проектировании на создание единого водно-зеленого «каркаса» и ландшафтной инфраструктуры, чтобы сделать города более зелеными, здоровыми и обеспеченными, с повышением качества жизни горожан. Наша компания под руководством Ильи Мочалова создала впервые в России и федеральный норматив - ГОСТ Р 58875-2020 "Зеленые" стандарты. Озеленяемые и эксплуатируемые крыши зданий и сооружений. Технические и экологические требования.

Развитие «зеленых» технологий и зданий. С ростом населения и увеличением количества домов, школ, офисов, размещаемых в высотных зданиях, ландшафтным архитекторам предстоит проектировать пространства внутри и снаружи зданий, которые обеспечивают активное и пассивное пространство для жителей, работников и студентов. В 2010-х годах мы видели рост числа проектов создания зеленых стен, зеленых крыш и зимних садов, и это будет продолжаться в течение 2020-х годов. В нашей компании есть целое отдельное направление по проектированию садов на крыше. Это могут быть стилобатные части зданий и сооружений, крыши подземных паркингов в современных жилых комплексах, создаваемых по принципу «двор без машин», эксплуатируемые террасы, а также классические сады на крыше с интенсивным и экстенсивным озеленением.

Создание общественных пространств и центров активности на периферии и в пригородах. Плотность застройки и населения будет увеличиваться не только в городских центрах, где уже создано достаточное количество центров активности, но также произойдет некоторое смещение создаваемых общественных пространств в пригороды, поскольку люди хотят иметь доступ к сосредоточению городского образа жизни в нескольких минутах ходьбы от жилья, которые позволяют работать, учиться, делать покупки, обедать в одном районе. Будет происходить переосмысление городских активностей и создание новых точек притяжения, которые расположены по соседству. В своих проектах по созданию общественных пространств в жилых комплексах в Подмосковье, в Новой Москве мы четко придерживаемся этого серьезного тренда.

Альтернативный транспорт. В городах будет необходимо и далее пересматривать зоны пробок и заторов (а, соответственно вредных выбросов) из-за увеличения объемов движения и растущего количества транспортных средств для совместного использования и доставки, что создает необходимость в замене парковок на зоны высадки и погрузки. Число индивидуальных транспортных средств будет расти, но также будет стремительный рост альтернативных транспортных средств. Продолжится строительство траспортно-пересадочных узлов, которые сами по себе будут становиться центрами активности и точками притяжения большого количества горожан. В соответствии, остро стоит необходимость создания качественного благоустройства этих пространств ТПУ.

Инклюзивный дизайн улиц. Ландшафтные архитекторы будут играть более активную роль в комплексном проектировании целых улиц, которые будут насыщены активностями, обсажены деревьями, кустарниками и современными малоуходными цветниками. Эти улицы должны быть удобными для пешеходов, приспособленными для различных режимов и моделей передвижения, в том числе для МГН. Будет увеличиваться количество полностью пешеходных улиц и площадей, которые будут спроектированы как единая сеть озелененных пространств, связывая территории где люди живут, работают, учатся и отдыхают.

Эндемики, а не инвазивные виды растений. Экологи, ботаники, ландшафтные архитекторы, представители других профессий ведут ожесточенные дискуссии, касающиеся изменений климатических зон (из-за изменения климата) и воздействия на флору и фауну. Эти дискуссии вращаются вокруг того, что есть коренное, инвазивное, местное, эндемичное растение в условиях меняющегося климата? В 2020-х годах главный вопрос будет заключаться в том, какое влияние на глобальный ландшафт окажет применение интродуцентов, как растения эндемичной флоры начнут адаптироваться к изменениям климата и количества стихийных бедствий (наводнения, пожары, засухи)? В наших проектах мы не используем инвазивные виды, такие как золотарник гигантский и канадский, клен ясенелистный, люпин многолистный и другие.

BIM для строительства, AR для представления. Мы стали свидетелями взрывного роста программного обеспечения для управления информацией о зданиях и виртуальной реальности в индустрии проектирования за последние пять лет, и он будут продолжаться по мере того, как клиенты и подрядчики все больше видят преимущества и экономию затрат во время строительства (в закупках, изготовление малых архитектурных форм). Мы также увидим более широкое использование дополненной реальности, поскольку клиенты хотят иметь полное визуальное «погружение» на самом объекте, а не в режиме офиса или в виртуальном пространстве.

Анализ данных, машинное обучение и искусственный интеллект. Сбор и анализ больших данных несомненно повлияют на ландшафтный дизайн, ландшафтное строительство и эксплуатацию. Ландшафтные архитекторы должны научиться использовать анализ данных, машинное обучение, искусственный интеллект, чтобы лучше понимать, как люди перемещаются, работают, учатся, живут и играют в городах, а также улучшать процесс проектирования и строительства. Однако, нам нужно будет разбираться в плюсах и минусах использования данных в качестве инструмента проектирования и по-прежнему продолжать тесно работать с сообществами людей для разработки ответственных и продуманных контекстных решений. Мы в своей работе очень часто применяем так называемый метод соучаствующего проектирования, вовлекая собственников, девелоперов, конечных пользователей в процесс проектирования.

Использование дронов. Использование дронов и БПЛА (водных, наземных и воздушных) будет очень активно развиваться для проведения различного типа изысканий - инвентаризации насаждений, таксации (городские леса, водные пути и т. д.), обследования участков и последующей оценки с помощью LIDAR, облака точек, машинного обучения и других приложений, которые предоставят нам инструменты для оценки и контроля работоспособности тех или иных проектных решений и конструкций.

Графическая презентация. Концептуальные инструменты, которые мы используем, будут развиваться с течением времени. В последнее десятилетие мы наблюдаем рост компьютерного дизайна от руки с помощью приложений на айпэдах и других планшетах. По мере развития искусственного интеллекта и машинного обучения, становления его более интуитивным и простым в использовании, мы увидим, как ландшафтные архитекторы используют программное обеспечение в процессе проектирования, чтобы быстро получить, например, абсолютно реалистичные рендеры и 3D визуализации.

Материалы и методы строительства. Мы продолжим использовать натуральные материалы, но будем делать и упор на происхождение, добычу, производство, транспортировку материалов, чтобы поощрять более экологичные проекты. Материалы (сырье, композиты, отходы побочных продуктов) и методы строительства будут меняться, поскольку дизайнеры и клиенты стремятся сэкономить на материалах и уменьшить углеродный след своих проектов. Ландшафтные архитекторы обратятся к другим отраслям (производство, логистика и т. д.), чтобы найти инновационные методы и процессы изготовления (3D-печать, экструзия) малых архитектурных форм, чтобы сократить количество отходов и повторно использовать отходы.

Большее разнообразие компетенций и большая вовлеченность. Фирмы, занимающиеся ландшафтной архитектурой, на мой взгляд, будут выглядеть иначе в 2030 году. Из-за увеличения количества проектов (из-за роста городов) и вовлечения ландшафтных архитекторов в более масштабные государственные и частные инициативы мы увидим, что эти компании будут искать людей, не только имеющих подготовку в области ландшафтного проектирования, архитектуры и градостроительства. В нашей компании помимо традиционных специалистов - ландшафтных архитекторов, инженеров садово-паркового строительства, архитекторов-объемщиков, генпланистов, есть специалисты выполняющие функции в управлении проектами, маркетологи, инженеры строители. Из-за быстрых изменений в технологиях мы увидим, что фирмы будут использовать большее разнообразие профессий и навыков, поскольку они будут стремиться и использовать новые инструменты, такие как сбор и анализ данных, моделирование, прототипирование, программирование, машинное обучение и другие новые технологии. Мы увидим, что сама профессия ландшафтного архитектора станет более разнообразной и инклюзивной, поскольку необходимо быть более доступным для широких слоев населения.

Признание профессии. В последние годы был достигнут некоторый прогресс в этой сфере, в том числе и нашими усилиями. Илья Мочалов был одним из пионеров становления ландшафтной архитектуры в России в 21 веке, являясь одним из разработчиков российского профессионального стандарта «Ландшафтный архитектор» и федерального образовательного стандарта по ландшафтной архитектуре. Однако, ландшафтным архитекторам придется по-прежнему добиваться признания своей профессии в средствах массовой информации и профессиональных организациях, в органах законодательной и исполнительной власти, на федеральном и муниципальном уровнях, чтобы гарантировать существование как отдельной профессии, а не ее тождественности с архитектурой или инженерными специальностями.



028____08.jpg



Выводы.

В наше десятилетие двадцатых годов 21 века на всех уровнях активно обсуждаются процессы изменения климата и другие катаклизмы (засухи, пожары, наводнения), которые высвечивают уязвимость человечества и окружающей среды нашей планеты. В связи с этим стремительно возрастает тревога населения в отношении будущего. Мы, как специалисты по развитию общественных пространств, будем слепы, если не увидим в этой ситуации не только проблемы (которые, несомненно, нам придется решать в рамках своих профессиональных компетенций и выходя за них), но и возможности для развития нашей профессии, для поиска нестандартных решений и внедрения новаторских подходов. В этом непростом историческом контексте необходимо научить себя рассматривать полученные вызовы как стимул для продвижения и стимул к профессиональному росту. Тем не менее, я с оптимизмом и уверенностью смотрю в будущее и знаю, что совместными усилиями мы сможем создать наиболее эффективные, прекрасные, устойчивые, и оригинальные объекты ландшафтной архитектуры в 2020-х годах!

❮ Предыдущая статья