Форма пространства, от теории к практике

Форма пространства, от теории к практике

Для создания специфических форм пространства и очертаний в ландшафтном дизайне используется пространственное проектирование. Оно представляет собой правильное соотношение пространства и объекта (здания, сооружения) для достижения цели, стоящей перед ландшафтным архитектором. Для этого используют большое количество приемов, но чаще прибегают к историческим парадигмам, символизму, геометрии, преобразованию существующих ландшафтных форм. Умелые архитекторы отлично комбинируют разные методы пространственного проектирования, получая в итоге уникальный результат. Потребность в их применении вызвана и тем, что использование только одного подхода сильно ограничит количество форм, которые могут использоваться. По этой причине популярны так называемые «многослойные» концепции.

Форма пространства
  1. Преобразование существующих ландшафтных форм
  2. Геометрия
  3. Метафора
  4. Символизм
  5. Абстракция и использование природных форм
  6. Архетипы
  7. Архетипы
  8. Объект, характерный для данной местности
  9. Исторические парадигмы

Преобразование существующих ландшафтных форм

Обычно проектирование выполняют, чтобы получить пространство, создание которого позволило бы преобразовать функциональное назначение участка. Например, подобный подход дает возможность превратить бывшие промышленные объекты в новые места отдыха и развлечений. Проектирование в этом случае может предполагать полное видоизменение объекта. При этом существующие формы пространства могут использоваться повторно, если они вписываются в выбранную концепцию. Все зависит от первоначальной задумки. Например, бывшая территория газоперерабатывающего завода Вестер гасфабрик в Амстердаме была полностью переделана в новое культурное пространство.

Обычно существующие формы ложатся в основу будущего проекта, становятся его отправной точкой. В этом случае проектирование нацелено на их видоизменение, совершенствование. В результате удается создать совершенно новые формы.

Геометрия

В современном проектировании прослеживается значительное влияние геометрии и математических наук на те формы, которые создают и используют ландшафтные архитекторы. Ее активно применяют в практической деятельности. Геометрия может быть элементарной, Евклидовой (прямоугольные, квадратные, круглые формы) или фрактальной (формы и пропорции макроструктур повторяются в условном хаотическом порядке в микроструктурах).

Метафора

Применение метафор уместно, если описание пространства проводится с использованием других часто значительно отличающихся от оригинальных понятий, не является буквальным копированием. Однако ландшафтные метафоры отличаются от литературных. В качестве примера можно привести понятия «струящееся пространство» или «безжизненное пространство».

Архитекторы могут самостоятельно создавать метафоры, описывая с их помощью особенности проекта, или использовать те, которые существуют. Часто фигурируют следующие основные понятия:

  • Сад дождя;

  • Сад непрерывного цветения;

  • мать-природа;

  • река жизни.

Применение метафор способно быстро и кардинально преобразить проект. В результате из банального и стереотипного он может стать оригинальным и необычным. Однако все зависит от качества и уместности выбранных метафор. Если они слишком популярные и применяются часто, возможно прямо противоположная ситуация.

В целом, в нашем проектировании мы очень часто используем этот подход, связанный с использованием метафор. Их наличие позволяет получить свежий взгляд на среду, придать существующим объектам новые смыслы, позволить возникнуть новым формам пространства.

Символизм

Если сравнивать понятия «символизм» и «метафоры» в теории и на практике, можно заметить большое сходство, если речь идет о создании форм пространства. Однако присутствует значительное отличие. Его наличие влечет за собой невозможность использовать вышеуказанные понятия в качестве синонимов и требует их выделение в отдельные категории.

Так, символизм затрагивает сознательную и тщательную абстракцию формы. Она имеет непосредственное отношение к месту, его образу. При этом связь возникает благодаря присутствующим функциям или истории места.

В процессе разработки и организации пространства символизм нами также очень активно применяется. Однако его использование возможно только в том случае, если пользователи социального или иного объекта и жители ближайших территорий не только понимали значение используемого символа, но и отзывались на него, откликались, не испытывали негатив или отрицательные эмоции, вызывающие протест.

Однако применение символизма в проектировании пространства связано с рядом сложностей. Они вызваны тенденцией к буквальности, отказа от оригинальности, очевидности. В результате у посетителей парка или общественного пространства отсутствует свобода для интерпретации, что может сделать форму пространства банальной, неинтересной и даже скучной.

Абстракция и использование природных форм

Приемы, связанные с абстрагированием форм пространства, часто становятся источником создания объектов дизайна. Абстрактными могут быть как формы, которые придуманы человеком, так и встречающиеся в естественной природе и наблюдающиеся в макро или микромире. В основу могут лечь естественные процессы. Например, «механизмы ветвления», наблюдаемые и в ударе молнии, и в корнях и кроне растений, а также, в различных системах человека – кровеносная, нервная и т.д. часто используют, чтобы выполнить формирование планировочной структуры парка. Явление позволяет создать определенную форму или сохранить природные особенности участка на всей его протяженности.

Архетипы

Архетипами называют объекты, которые по своему физическому устройству схожи со средой обитания человека. Они могут повторяться или копироваться. Одна из особенностей архетипов – выполнение одних и тех же функций в течение продолжительного времени. Они не меняются и примерно схожи, даже если используются в разных проектах.

Архетипы можно рассматривать, как универсальные, устоявшиеся и проверенные временем формы пространства. В качестве их примера можно привести амфитеатр. Эту форму систематически применяют в разных проектах для достижения одних и тех же целей. При этом контекст может сильно меняться. Использование амфитеатров для общественных пространств, площадей, парков сохраняется в течение продолжительного времени с Древней Греции и Рима и до самых модных парков 21 века.

Объект, характерный для данной местности

Объектами, характерными для данной местности, называют различные ландшафты и ландшафтные формы, которые характерны для данной территории. Они создаются человеком в процессе жизнедеятельности. Интересно, что он не всегда является профессиональным проектировщиком. Таким образом, например, возникли целые типологии сельскохозяйственных ландшафтов – пастбища, виноградники, рисовые поля и т.п. – все они имеют свой характерный характер ландшафта и могут быть использованы в качестве прототипа для создания нового проекта.

В процессе выполнения проектирования и создания уникального пространства ландшафтный архитектор должен сформировать понимание характерных для данной местности объектов, а также изучить особенности их использования. Это позволит глубже раскрыть замысел существующих ландшафтов, а также создать пространство, которое будет иметь четкую связь с историей данной местности, не казаться чужеродным. В результате удастся добиться единства психологического восприятия.

Исторические парадигмы

В процессе проектирования и подбора архитектурных форм пространства особое внимание уделяется парадигмам исторических ландшафтов, а также объектам дизайна. Они могут стать источником вдохновения, помочь создать интересую концепцию, которая поможет раскрыть пространство, выделить его особенности. Иногда существующие парадигмы и особенности, присущие объектам дизайна, влияют на сам процесс создания форм, осуществляемый при проектировании. Так, например, возникло знаменитое «версальское трёх-лучие» - прием, характерный для практически всех регулярных парков начиная с конца 17 века. А все началось с того, что французской армии было удобно маршировать на одном плацу – площади, а потом отдельными отрядами расходиться в разные стороны.

Анализ природных и рукотворных ландшафтов прошлого считается одним из первостепенных способов изучения системы, применяемых в ландшафтной архитектуре. Он позволяет лучше понять контекст современных концепций, определить особенности принципов в дизайне.

Таким образом, формы пространства создаются с учетом целого комплекса способов, позволяющих привнести смыслы в объект, провести исторические парадигмы и органично вписать новую территорию в существующие ландшафты. Часто выполняется комбинация сразу нескольких методов, что расширяет возможности архитектора и формирует условия для получения уникального результата в теории и на практике.